Главная » Статьи » Примеры заполнения

Акт ликвидации основных средств образец заполнения
акт ликвидации основных средств образец заполнения

Как правильно списать основные средства

Оглавление: [скрыть ]

Списывание основных средств

В том случае когда на предприятии или в организации необходимо произвести оформление полного или частичного списания основных средств, оформляется акт ликвидации основных средств. Для составления такого акта используется форма № ОС-4. При этом необходимо учитывать, что для списания автотранспорта предусмотрена другая форма, поэтому списание их по указанной форме приведет к никчемности такого документа.

Необходимо понимать, что акт ликвидации основного средства. или акт на списание их, имеет несколько значений и служит не только для бухгалтерского учета, но и используется в качестве регистра налогового учета. Составление такого акта производится в двух экземплярах. В данном акте учитывается также и имущество, которое было затрачено на списание.

Образец документа отображает стоимость тех материальных ценностей, которые поступают, например, при демонтаже и сносе сооружений, зданий, конструкций, оборудования. Для этого в указанном акте заносятся соответствующие данные в раздел «Справка о затратах, связанные со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания».

Но прежде чем списать основное средство, необходимо провести специальную процедуру. При этом такая процедура, а также сам процесс составления акта требуют создания соответствующей комиссии, касательно чего издается соответствующий приказ. Эта комиссия назначается из специальных должностных лиц самого предприятия или организации, у которых такое имущество состоит на балансе. Кроме того, в такую комиссию могут быть приглашены должностные лица, представители различных инспекций, которые в соответствии с действующим законодательством выполняют функции как регистрации, так и надзора за определенными видами имущества.

Перед тем как назначать комиссию для списания имущества предприятия или организации, решение об этом отдается в приказе о ликвидации основных средств. В приказе указывается причина, по которой принято решения на ликвидацию, и перечень ликвидируемого имущества. В приказе назначается ответственный за весь процесс ликвидации. Кроме того, этот приказ может быть содержать перечень действий, которые нужно провести при списании имущества.

Точно также подписывается приказ о назначении комиссии для ликвидации основных средств. Этим документом закрепляются должностные лица предприятия, которые входят в комиссию, порядок их действий при проведении списания имущества.

Полномочия и действия комиссии

Определив, какое именно имущество подлежит списанию, комиссия производит его тщательный осмотр. Цель такого осмотра заключается в определении возможности и целесообразности дальнейшего его использования. Кроме того, комиссия определяет, есть ли возможность его восстановления. По результатам осмотра комиссия может прийти к выводу, что часть имущества вполне может быть восстановлена и использована на данном предприятии или организации.

В этом случае списание такого имущества произведено не будет. Но вместе с возможностью восстановления учитывается и тот фактор, насколько такое восстановление будет эффективным. Что это значит? Допустим, если восстановление какого-либо оборудования потребует больше или равнозначные затраты, которые бы пришлось задействовать при покупке нового аналогичного оборудования, при значительно большей эффективности последнего, то восстановление может быть признано неэффективным. Часто именно к таким выводам приходит комиссия, когда возникает вопрос о списании оргтехники. Приобретение нового оборудования является более эффективным решением, чем попытка реанимировать устаревшее оборудование.

При осмотре основного средства для их ликвидации, комиссия обязана установить и причины, которые требуют списания такого имущества. При этом установленные причины могут послужить основанием для других действий. К примеру, если списание имущества потребовалось вследствие его неработоспособного состояния в результате нарушений условий эксплуатации, то это повлечет за собой необходимость проведения служебного расследования со всеми возможными из этого факта последствиями. Вполне может оказаться, что стоимость этого оборудования будет компенсирована личными средствами материально-ответственного лица. Другими причинами, которые могут служить причиной списания имущества, могут быть аварии, стихийные бедствия, моральный и физический износ.

При ликвидации какого-либо оборудования могут оказаться пригодными для использования ряд его частей, механизмов, деталей или материалов. Задача комиссии заключается в установлении такой возможности. К примеру, при демонтаже каких-либо конструкций.

Комиссия может прийти к выводу о целесообразности использования некоторых запчастей, деталей от списанного оборудования. При этом члены комиссии обязаны указать текущую рыночную стоимость этих материалов и деталей.

В результате демонтажа ликвидированных конструкций или оборудования, в его состав могут входить цветные или драгоценные металлы. В обязанность комиссии входит проведение контроля за их изъятием при демонтаже, установление их веса и количества. Кроме того, комиссия обязана проконтролировать сдачу таких металлов на склад на ответственное хранение.

Требования к составлению акта

По результатам проведенных мероприятий комиссия составляет акт ликвидации основных средств. Составленный акт оформляется в двух экземплярах и подписывается руководителем предприятия или организации, на которой производиться такое списание.

В самом акте необходимо указать данные, которые бы максимально раскрывали информацию о ликвидируемом имуществе. В этот документ вносятся данные о дате, когда ликвидируемое средство было принято к бухгалтерскому учету, год его изготовления, если это, например, оборудование, или год его постройки, если это сооружение. В акте необходимо отметить время, когда это средство было введено в эксплуатацию, и срок его полезного использования.

В бланк акта вносятся и данные о первоначальной стоимости ликвидируемого имущества, сумма начисленной амортизации. Указываются все проведенные ремонты и переоценки, причины ликвидации и обоснования этих причин. Отмечается, в каком состоянии находятся конструктивные элементы, детали, основные части и узлы ликвидируемого имущества.

Оформленный на основании приказа руководителя акт ликвидации или списания основных средств, после того как он передан в бухгалтерскую службу предприятия или организации, является основанием для того, чтобы сделать отметку в инвентарной карточке о том, что соответствующее имущество выбыло. Указанная инвентарная карточка на выбывшее имущество требует сохранения на предприятии в течении 5-ти лет. Это минимальный срок, который законодатель установил для хранения подобных карточек. Но руководитель предприятия или организации может установить другие сроки, которые предусматривает такое хранение на более длительный срок. При этом такое решение принимается на основе существующих правил в такой организации.

Немаловажный момент, когда заполняется бланк такого акта, он утверждается руководителем организации или предприятия. Поскольку он инициирует комиссию, издавая соответствующий приказ, назначает эту комиссию в приказе, то он обязан утвердить или не утвердить результаты работы комиссии. В случае отсутствия руководителя вместо него утверждает акт его заместитель. После такого утверждения один экземпляр акта передается в бухгалтерию, другой экземпляр акта остается на хранении у материально-ответственного лица, которое отвечало за списанное имущество. Перед тем как акт утверждается руководителем, он должен быть подписан всеми членами комиссии.

Виды актов ликвидации основных средств

Как указывалось в самом начале, для полного или частичного списания основных средств, если речь идет не о ликвидации транспорта, составляется акт по форме №ОС-4.

Для ликвидации или списания автотранспорта, который находится на балансе у организации или предприятия, оформляется акт о списании автотранспорта. Такой акт предусмотренный формой №ОС-4а.

При списании транспорта необходимо учитывать, что кроме акта ликвидации, вместе с ним в бухгалтерию необходимо подать подтверждающий документ, что списанное транспортное средство снято учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Законодатель предусмотрел и оформление акта о списании имущества по форме №ОС-4б. Применяется такая форма для списания групп объектов основных средств, за исключением автотранспорта.

Следует отметить, что указанный акт после его составления, подписания и утверждения указанными способами, является основанием для того, чтобы сдать списанное имущество на склад или для реализации тех материальных средств, ценностей и металлолома, которые возникли в результате списания.

Как списать недоамортизированные основные средства?

На любом предприятии может возникнуть необходимость списания того основного средства, которое недоамортизированно. При этом, когда проводится расчет прибыль, которая облагается налогом, учитывается остаточная стоимость такого списанного имущества. И в этом случае для налогообложения будет служить основанием тот самый акт ликвидации основных средств, который находится в бухгалтерии для бухгалтерского учета.

При этом выводимое из эксплуатации основное средство будет учитываться в качестве внереализационных расходов. Делается это с целью налогообложения полученной прибыли на предприятии или организации. С учетом того что списанное средство не исчерпало срок полезного использования, суммы недоначислений в связи с этим учитываются здесь же.

Кроме того, как для бухгалтерского учета, так и для налогового учета имеется возможность ликвидировать основное средство, когда срок его использования не окончен, но отмечен его либо физический, либо моральный износ. В результате такой ликвидации могут возникнуть как доходы, так и расходы, которые заносятся на счет прибылей или убытков соответственно. Их необходимо отразить в бухгалтерском учете, отображая их в том периоде, в котором они возникли.

Необоснованные требования налоговой службы

О ликвидации основных средств

Решение о ликвидации основного средства принимается в том случае, если оно за время использования износилось физически или морально устарело. Конечно, не стоит забывать и о возможности восстановления, но часто в этом нет никакого смысла. Гораздо рентабельней, оказывается, демонтировать, а затем списать отработавшее оборудование, чем тратить деньги на его реабилитацию.

Процесс ликвидации основного средства

До 2013 года для решения вопроса о выбытии основного средства по такой причине в строгом порядке приказом администрации создавалась комиссия, которая и принимала решение. На сегодняшний день все прежде обязательные действия получили статус рекомендаций согласно ч.7 и 8 ст.21 ФЗ № 402-ФЗ. Поэтому собирать комиссию по ликвидации какого-либо объекта или нет, решает руководитель организации.

Можно рассмотреть процесс списания основного средства с созданием специализированной комиссии. Плюсом такого подхода будет внутрифирменный контроль.

Итак, чтобы организовать такую комиссию, издаётся внутренний приказ организации с указанием её членов. В обязательном порядке в неё входит материально ответственное за ликвидируемый объект лицо и главный бухгалтер, но участников может быть и больше. Далее коллегиально производится осмотр основного средства, и принимается решение о том, можно ли его отремонтировать и продолжить дальнейшее использование.

Если комиссия постановила, что восстановление в данном случае невозможно, то она обязана обозначить причины этого, например, моральный или физический износ, авария и прочее. Кроме того, должна быть установлена общая стоимость частей и деталей, оставшихся после разбора оборудования, которые могут быть использованы для нужд производства или проданы. По окончании осмотра составляется акт ликвидации основных средств. В дальнейшем на основании этого документа, подписанного всеми участниками комиссии,  создаётся внутренний приказ о ликвидации основных средств.

Фактическая ликвидация основного средства завершается составлением акта о его списании. По новым правилам форма бланка этого документа свободная, но могут также применяться и прежние варианты — №ОС- 4 и №ОС-4а. Когда подписан акт о списании, делается отметка о факте выбытия основного средства в его инвентарной карточке. Если такая картотека не ведётся в организации, то производится соответствующая запись в инвентарной книге. Оставшиеся после демонтажа объекта материалы и детали, которые ещё могут быть использованы в будущем, должны быть оприходованы на основании новой специально-оформленной накладной.

Отражение процесса демонтажа в бухгалтерии

Информация об объекте, выбывшем по причине ликвидации, может оставаться на счетах компании в виде остаточной стоимости, если его амортизационный срок ещё не истёк, а также в сумме средств, вложенных в его демонтаж. В любом случае, остаточная стоимость и сопровождающие разбор оборудования затраты будут переведены на прочие расходы фирмы за тот же период.

О правилах расчёта НДС в отношении ликвидируемых основных средств

Стоит обратить внимание на нюансы расчёта налога на добавленную стоимость при ликвидации основного средства:

  • НДС не может быть восстановлен для объектов, амортизация которых списана  в полном объёме.
  • Данный налог может быть восстановлен, в ситуации, когда ликвидируемый объект имеет некоторые суммы неснятой амортизации на соответствующих счетах бухгалтерского учёта.
  • В случае, когда демонтаж объекта осуществляет нанятая для этих целей сторонняя организация, в соответствии с п.6 ст. 171 НК РФ входной НДС должен быть принят к вычету в общем порядке.
  • Если фирма решит продать рабочие детали и материалы, оставшиеся после демонтажа объекта, на основании выписанных расчётных документов также необходимо будет начислить НДС.
  • Чтобы рассчитать сумму НДС, которая может быть восстановлена, необходимо воспользоваться следующей формулой:

    НДСвос=НДСпр × СтОст / СтПерв, где

    НДСвос— восстановленная сумма налога,

    СтОст — учётная стоимость объекта без возможности переоценки,

    СтПерв — его первоначальная стоимость без учёта переоценки,

    НДСпр — принятая к вычету сумма налога.

    НДС можно и не восстанавливать, поскольку это не является обязательным в случае ликвидации основного средства согласно п.3 ст.170 НК РФ. Однако, придётся разбираться с налоговой инспекцией по этому вопросу в судебном порядке. Суд будет выигран, поскольку судья должен занять сторону плательщика налога, основываясь на отсутствии прямых указаний по восстановлению НДС в налоговом кодексе.

    Учёт ликвидированного основного средства при исчислении налога на прибыль

    В целях налогообложения прибыли остаточная стоимость ликвидируемого объекта, а также средства, вложенные в его демонтаж, должны быть отражены на счёте внереализационных расходов. Если расчёт этого налога ведётся по методу начисления, то объём амортизации, который до сих пор не был начислен, и средства, потраченные на разбор объекта, должны быть отражены в налоговом учёте за период, в котором был оформлен акт о списании.

    Материалы, узлы, запчасти, оставшиеся после разбора основного средства, должны быть учтены в составе внереализационных доходов, в независимости от того, будут ли они использованы для чего-либо в будущем. Полученные доходы будут считаться с момента подписания акта о ликвидации объекта. При исчислении налога на прибыль должна учитываться та стоимость вновь поступивших материальных ценностей, которая прежде в доходах не учитывалась.

    Рассмотрим ситуацию выбытия объекта основных средств по причине его ликвидации:

    ООО «Восход», работающее с применением общей системы налогообложения, имеет на балансе станок для производства строительных блоков, амортизация на который начислена в полном объёме. Компания решает ликвидировать данное оборудование первоначальной стоимостью 120 000 р. Был заключён договор с подрядной организацией на осуществление демонтажа на сумму 11 800 р. (в т.ч. НДС — 1 800 р.). После разбора основного средства приняты к учёту пригодные для дальнейшего использования запчасти общей стоимостью 36 000 р.

    Проводки, необходимые для оформления ликвидации объекта основных средств

    Ликвидация основного средства: как правильно оформить и учесть

    Оборудование устарело или уже износилось и вы решили его ликвидировать? В этой процедуре есть свои особенности. О них расскажет Ольга Столбцова, заместитель директора по проектам Аудиторско-консалтинговой фирмы Экспертный центр Партнёры. Конспектом ее лекции поделились наши коллеги из журнала Семинар для бухгалтера .

    О ликвидации основных средств речь заходит, когда они в результате эксплуатации оказываются морально и физически изношены. А восстановить их либо невозможно, либо экономически неоправданно. В самой процедуре ликвидации много нюансов. О них мы и поговорим.

    Какие документы оформить

    До этого года для ликвидации основного средства организация в обязательном порядке должна была создать комиссию. Такое правило содержит пункт 77 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

    Но с 2013 года рекомендации по бухучету не являются обязательными. Об этом сказано в частях 7 и 8 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. А Методические указания Минфина по бухучету, по сути, и есть рекомендации, о которых идет речь. Поэтому у компании есть выбор - либо создавать комиссию, либо списывать объект в упрощенном порядке. Но я все же рекомендую создавать комиссию. Ведь это элемент системы внутреннего контроля, предусмотренного новым Федеральным законом о бухучете. Так что расскажу о ней подробнее.

    Для того чтобы создать комиссию, издайте соответствующий приказ. В нем пропишите состав комиссии. Туда обязательно включите главного бухгалтера, материально ответственное лицо (на котором висел объект) и других сотрудников, назначенных приказом руководителя.

    Работа комиссии заключается в том, чтобы осмотреть объект и определить, насколько возможно и целесообразно его восстановление. И если решение о ликвидации основного средства все же будет вынесено, то комиссия установит причины: физический и моральный износ, авария и т. п. А также определит, можно ли использовать отдельные узлы, детали и материалы ликвидируемого имущества. Осмотрев имущество, комиссия составит соответствующий акт. На основании его оформите приказ о ликвидации основного средства. Приведу примерный образец такого документа.

    После того как основное средство вы ликвидируете, составьте акт о списании объекта. Для этого можно использовать типовые бланки (форма № ОС-4 или № ОС-4а для автотранспорта). Но никто не запрещает и самостоятельно разработать форму акта.

    На основании акта о списании сделайте отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке. Это типовая форма № ОС-6. Вы ведете учет в малом предприятии? Тогда про ликвидацию имущества вы запишете в инвентарной книге.

    В процессе ликвидации (демонтажа) основного средства могут остаться годные к использованию отдельные материалы, узлы и агрегаты. Такое имущество нужно оприходовать. Для этого оформите накладную. Если своего бланка документа нет, то используйте типовую форму № М-11.

    Как отразить в учете

    Бухгалтерский учет

    При ликвидации основного средства у организации могут возникнуть расходы в виде остаточной стоимости списываемого имущества. Это актуально, если нормативный срок амортизации не истек. Также довольно часто бывают затраты, связанные с разборкой и демонтажем объекта. Остаточная стоимость основных средств и указанные затраты отразите в составе прочих расходов того периода, к которому они относятся.

    Налоговый учет

    При расчете налога на прибыль расходы на ликвидацию основных средств учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Это остаточная стоимость ликвидируемого имущества и затраты, связанные с выполнением работ по демонтажу и разборке объекта.

    При методе начисления расходы на ликвидацию и суммы недоначисленной амортизации учтите в том периоде, в котором оформили акт о списании основного средства. Это следует из подпункта 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ и письма Минфина России от 9 июля 2009 г. № 03-03-06/1/454.

    Если после полной ликвидации основных средств организация приходует оставшиеся после демонтажа детали или материалы, то их стоимость отразите в составе внереализационных доходов. Такое требование установлено пунктом 13 статьи 250 НК РФ. Сделать это нужно независимо от того, будет организация в дальнейшем использовать эти ТМЦ в деятельности, направленной на получение доходов, или нет. При методе начисления доход будет считаться полученным на дату, когда оформите акт о ликвидации основного средства. Так установлено подпунктом 8 пункта 4 статьи 271 НК РФ.

    Оставшиеся после ликвидации детали и запчасти учтите в налоговом учете по рыночным ценам. При отпуске ТМЦ в производство или последующей реализации отразите их стоимость в составе материальных расходов или расходов от реализации. Стоимость, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, определите как сумму, которая ранее была учтена в доходах. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ.

    Теперь поговорим о НДС. Сумму входного налога, предъявленного подрядчиком, проводившим ликвидацию основного средства, примите к вычету (п. 6 ст. 171 НК РФ).

    А вот с НДС, который относится к стоимости самих ликвидированных объектов, есть определенные сложности. По полностью самортизированному имуществу налог не восстанавливайте. Если же амортизация еще начисляется (то есть остаточная стоимость имущества не равна нулю), то входной НДС нужно восстановить. Именно так рекомендуют поступать чиновники.

    Сумму налога к восстановлению рассчитайте по формуле:

    НДСв = НДСп ОС. ПС ,

    где НДСв - НДС к восстановлению

    НДСп - НДС, ранее принятый к вычету

    ОС - остаточная (балансовая) стоимость основного средства без учета переоценок

    ПС - первоначальная стоимость имущества без учета переоценок.

    Впрочем, пункт 3 статьи 170 НК РФ не обязывает компании восстанавливать НДС при ликвидации основного средства. Поэтому вы можете проигнорировать требования чиновников. Но все же будьте готовы к спору с налоговиками. К счастью, судьи на стороне компаний и регулярно подчеркивают: раз кодекс прямо не требует восстанавливать налог, делать этого не нужно.

    Компания решила продать полученные детали и запчасти? Тогда скорее всего придется начислить НДС. Не забудьте также выписать счет-фактуру.

    Пример: Компания на общем режиме отражает в учете расходы, связанные с ликвидацией основного средства

    ООО Звезда в июне ликвидирует физически изношенный легковой автомобиль шкода фабиа. Для этого привлекли подрядную организацию. Стоимость работ по ликвидации составила 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля по данным бухгалтерского и налогового учета - 380 000 руб. объект самортизирован полностью. В результате ликвидации оприходованы запасные части на сумму 12 000 руб. В учете бухгалтер сделал следующие записи:

    ДЕБЕТ 01 субсчет Выбытие основных средств КРЕДИТ 01 субсчет Основные средства в эксплуатации

    - 380 000 руб. - списана первоначальная стоимость выбывающего автомобиля

    ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет Выбытие основных средств

    - 380 000 руб. - списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации автомобиля

    - 900 руб. - отражен предъявленный подрядчиком НДС

    ДЕБЕТ 68 субсчет Расчеты по НДС КРЕДИТ 19

    - 900 руб. - принят к вычету НДС со стоимости работ по ликвидации автомобиля

    ДЕБЕТ 91 субсчет Прочие расходы КРЕДИТ 76

    - 5000 руб. - списаны расходы на проведение работ по ликвидации

    - 5900 руб. - оплачены работы по ликвидации автомобиля

    ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 91-1

    В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер включил в состав внереализационных расходов стоимость работ подрядчика по ликвидации основного средства - 5000 руб. В составе внереализационных доходов при расчете налога на прибыль бухгалтер учел стоимость материалов, поступивших от ликвидации, в сумме 12 000 руб.

    06.10.2014 Новый прайс на ремонт аудио, видео и мелкой бытовой техники

    С 5 октября 2014 года утверждены и начали действовать новые расценки на диагностику и ремонт аудио, видео и мелкой бытовой техники. Соответствующие из.

    30.04.2014 Закрытие мастерской на Алексеевской

    Внимание!

    С 1 мая 2014 года в связи с изменением условий и прекращением договора аренды помещения одна из мастерских Технического центра ЮНик, рас.

    На сайте обновлены расценки на ремонт холодильников, стиральных и посудомоечных машин. Новый прайс начал действовать с 1 февраля 2014 года.

    Источники: 1bankrot.ru, biznes-prost.ru, www.glavbukh.ru, www.uniks.ru

    Категория: Примеры заполнения | Добавил: pavloann (11.06.2015)
    Просмотров: 2311 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar