Главная » Статьи » Правила и консультации |
Психолог ДОУШахтёрское ДОУ №9 "Восход"Образец заключения по результатам психологического обследования Образец заключения по результатам психологического обследования На приеме Дима К. 6 лет, в сопровождении матери. Обратились в ПМПК по направлению районного психиатра в связи с трудностями в усвоении программы для решения вопроса о виде школьного обучения (либо для консультации по вопросам психолого-педагогической коррекционной помощи). Объективно (по данным наблюдения в процессе обследования). Продуктивный контакт с ребенком затруднен вследствие повышенной отвлекаемости произвольного внимания. На месте удерживается непродолжительное время. Обследование возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования. Познавательный процесс к предъявляемым заданиям неустойчивый, тонус спонтанной психической активности истощаем. Существенно сужен объем устойчивой работоспособности. Способен работать содержательно непродолжительное время. На побуждающее стимулирование возникают негативные реакции в форме отказа от выполнения заданий. Нуждается в дозировании нагрузки и отдыха с учетом индивидуальных особенностей. Характеристика вербального интеллекта Понимание обращенной речи ограничено. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Ответы в основном простые, малоразвернутые фразы с неправильным звукопроизношением и аграмматизмами. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден, чаще определяет бытовое назначение предметов, затрудняется в подборе синонимов испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий типа "герой", с трудом подбирает примеры для их объяснения. Суждения примитивны, поверхностны, в отдельных случаях недостаточно последовательны. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны и бессистемны. Способен осмыслить и адекватно содержанию вопроса разрешить простые бытовые проблемного характера ситуации, но не справляется с решением более сложных заданий, когда необходимо использовать определенные сведения по вопросам социальной организации и нормам социального взаимодействия. Способности к обобщению и отвлечению в структуре понятийного мышления развиты недостаточно: сходство устанавливает в основном по внешним и второстепенным признакам доступны лишь простые аналогии усвоены наиболее употребительные обобщающие понятия. Пространственно – временные представления на стадии формирования слабо усвоены основные временные понятия, не автоматизированы временные ряды. Навык выполнения простых счетных операций слабоавтоматизирован, затрудняется выполнять арифметические задания на сложение и вычитание с двузначными числами. Недостаточно широк объем кратковременной механической памяти. Характеристика невербального интеллекта Уровень дифференцированности зрительного восприятия удовлетворителен. Осмысление причинно-следственных связей, оценка и поиск информативных признаков для их установления (в сериях сюжетных картин) удовлетворительны, содержательность и целенаправленность в процессе этой деятельности достаточно устойчивы. Организация способностей пространственного анализа и синтеза в структуре конструктивного мышления значительно слабее на уровне представлений и более развиты конструктивные способности, определяющие наглядно-образный уровень. Темп формирования графических навыков замедлен, сенсомоторная координация недостаточно четкая – амплитуда графических движений широкая. Отмечается замедленность темпа переключаемости активного внимания, сужен объем кратковременной оперативной памяти. Заключение Функциональный уровень организации способностей интеллекта соответствует пограничной умственной отсталости: Объем устойчивой работоспособности узок (истощаем тонус спонтанной психической активности) определяется недостаточность организующей функции произвольного внимания. Эмоционально-волевая регуляция деятельности отстает от паспортного возраста. Имеются признаки выраженной социально-педагогической запущенности. 5. Самочувствие испытуемого 6. Методика (название, автор) 7.Цель 8. Инструкция (подробная) 9. Аппаратура (лист бумаги, ручка, бланки ответов, бланк теста и т.д) 10. Обработка результатов (таблици, расчеты и т.д) 11. Обсуждение результатов (получено то-то, балы, Барабанщикова просит определение из учебника, например если исследуешь темперамент, то определение темперамента и т.д. ) Барабанщикова считается лучшей в этой области и ее способ написания протоколов принимается всеми (Силиной, Киселевой, Коваленок и др.) Если не найдешь, то пиши пришлю протокол или тект для наблюдения. Протокол диагностических обследованийТеперь остановимся на протоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Протокол в данном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком - взрослым. Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательным является фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария. Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются post factum. по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога. Иногда психологи используют диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.) (см. Приложение 2). Николай А. 5 лет 8 месяцев Сведения о родителях: о матери есть, отец не указан. Диагноз - выраженная задержка интеллектуального и речевого развития. Дата поступления - отказной. Обследование познавательной сферы: 1. Восприятие: различает четыре основные формы, основные цвета по образцу и слову. 2. Решил задачи с тремя предметами. Исключить четвертое (лишнее) изображение с картинки не смог, лишние детали в изображении предметов увидел, но не смог объяснить. 3. Внимание: устойчивое, трудно переключаемое. Испытывая затруднения с выполнением заданий, все равно старается их выполнить. 4. Из 10 предложенных слов после первого предъявления воспроизвел одно слово, допустил три ошибки, после двух предъявлений - три, после трех - четыре, после четырех и пяти - пять. 5. Воображение: 83 (присвоенный ответ в сравнении с образом). 6. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы. Обследование речевой сферы: 1. Фонематический слух не сформирован. 2. Общается с помощью простых фраз. Слоговая структура не нарушена. 3. Словарный запас ниже возрастной нормы. 4. Стертая форма дизаритрии. Обследование эмоционально-волевой сферы: 1. Контактен. Склонен к "застреванию" на отрицательных эмоциональных состояниях, к возникновению страхов, инфантилен, раним. 2. В доступных по сложности заданиях действует адекватно, используя целенаправленные пробы. 3. Ориентирован на социальные нормы, но занимает двойственную позицию: с одной стороны, имеет тенденции к нарушению норм, с другой - боязнь наказания за это. Самооценка и притязание на признание: самооценка, не сформирована, претендует на успех в деятельности и высокий статус в группе, микрогруппе. Анна И. 5 лет 4 месяца Сведения о родителях: мать - бомж, отец имеет двоих детей, место жительства неизвестно. Диагноз - задержка речевого развития. Дата поступления - отказная. Обследование познавательной сферы: 1. Восприятие: различает по образцу цвета и формы, называет их. 2. Мышление: решает задачи в пределах 4 переносные смыслы не понимает, с заданиями на доске Сегена справляется успешно, на кубиках Коосса - только с подсказки взрослого. 3. Внимательна. 4. Память: после первого предъявления из десяти предложенных слов воспроизвела четыре слова, после двух - шесть, после трех - восемь, после пяти - десять. 5. Воображение (повторение ответа по образцу). 6. Уровень познавательного развития в целом соответствует возрасту. Проявляет хорошую познавательную активность. Обследование речевой сферы: 1. Фразы строит правильно, мысли выражает доходчиво. 2. Запас слов ниже среднего уровня. 3. Задержка речевого развития. Обследование эмоционально-волевой сферы: 1. Эмоциональный статус в норме. 2. Осуществляет планирование своей деятельности, действует целенаправленно и последовательно. 3. Успешно усваивает социальные нормы, хорошо социально адаптирована. Самооценка и притязание на признание, самооценка в норме - положительная. Уровень притязаний высокий, притязает на признание и оценку взрослого. Сформировано ценностное отношение к себе. Приведенный краткий анализ особенностей личностного развития детей, находящихся в ситуации депривации, закономерно ставит вопрос о возможности снятия ее последствий или хотя бы сглаживания, коррекции их. Мы, безусловно, понимаем, что ликвидация последствий любой аварии - экологической, технической или личностной, как в данном случае, не может стереть всех ее следов, однако нивелирование их, для того, чтобы человек мог адаптироваться в обществе, хотя и сложно, однако возможно. Следует говорить о глобальных способах решения проблемы и таких, которые позволили бы реализовать ее "в заданных условиях". Протоколы коррекционно-диагностическихСкачать:Предварительный просмотр:Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6-7 июня 2002г. Москва инструктивному письму Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999г. и приложений к нему. Принципы В основу всей документации заложены следующие принципы. Документация педагога-психолога должна:
Виды документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога – психолога Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы специальная документация организационно-методическая документация. Законодательно-правовые акты и нормативные документы Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации. В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят: Международные:
Федеральные:
Региональные:
Специальная документация Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. Организационно-методическая документация В организационно-методическую документацию входят:
- диагностика - консультирование - развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) - развивающая и коррекционная работа (групповая) - просветительская работа - организационно-методическая работа - экспертная работа.
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:
Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).
Форма № 1 (обязательная) Перспективное (годовое) планирование. План работы педагога-психолога на учебный год Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
- анализ и планирование деятельности - курсы повышения квалификации - анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ - участие в научно-практических семинарах, конференциях - посещение совещаний и методических объединений - оформление кабинета и др. Перспективный план работы ФИО учреждение Цель психологической службы _________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Примечания: 1. Метод наблюдения используется для оценки степени выраженности-невыраженности показателей психологической готовности старших дошкольников, завершающих образование в дошкольном учреждении и поступающих в подготовительный класс начальной школы. Проводится такое наблюдение в мае-июне. Наблюдение за ребенком (детьми) осуществляется в процессе проведения воспитателем занятий в различных видах детской деятельности: игровой, художественной, Критерии оценки показателей представляются следующим образом: 1-й уровень - показатель в полной мере соответствует стандарту (ярко наблюдаемая форма поведения качеств, результат) 2-й уровень - показатель соответствует стандарту, но не в полной мере 3-й уровень - показатель частично соответствует стандарту 4-й уровень - показатель слабо выражен или отсутствует. 2. Общая оценка результатов показателей психологической готовности определяется через средний балл. Дети, набравшие от 1 до 2 баллов, имеют высокий уровень готовности от 2 до 3 баллов - средний уровень от 3,1 до 4 - низкий уровень. 3. Если психолог использовал для контроля психического развития воспитанников детского сада (4 года, 5 лет) методы психодиагностики, то он может использовать их для обследования шестилетних детей. ______________________ (подпись, И.О.Фамилия) ______________________ (дата) Карта психолого-педагогического обследования выпускника дошкольного учреждения Детский сад № _______________ Дата заполнения _____________________ 1. Сведения о ребенке и его семье Фамилия, имя ребенка ______________________________________________ Дата и год рождения _______________________________________________ Возраст на время обследования _____________________________________ Домашний адрес ____________________________________________________ Родители ребенка __________________________________________________ (фамилия, инициалы, образовательный уровень, род ___________________________________________________________________ занятий) ___________________________________________________________________ Состав семьи ______________________________________________________ Материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные, плохие) ___________________________________________________________ 2. Готовность ребенка к школьному обучению Психологическая готовность: - интеллектуальное развитие _______________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ - личностное (социальное развитие) ________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ - произвольность (саморегуляция) __________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ - предпосылки учебной деятельности ________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 3. Специальная готовность: Физическая подготовленность _______________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Обучение грамоте __________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Математика ________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Экологическая грамотность _________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Изобразительное искусство _________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Музыкальная подготовленность ______________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 4. Коррекционная работа с ребенком ________________________________ (указать вид коррекции, если ___________________________________________________________________ проводилась, ее длительность) ___________________________________________________________________ 5. Заключение _____________________________________________________ Источники:
| |
Просмотров: 15450 | |
Всего комментариев: 0 | |